Лучшие методики по развитию памяти

Память – способность к усвоению и фиксации информации, жизненно необходимый человеческий навык. Это ключевая особенность нашего интеллекта. Ее нужно тренировать, начиная с возраста 2-ух лет. Дети восприимчивы к развивающим упражнениям. Способность запоминать необходимо совершенствовать на протяжении всей жизни, чтобы оставаться энергичным и дееспособным даже в старости. Из этой статьи вы узнаете о лучших методиках по развитию памяти.

Методика Ахмадуллина

Шамиль Ахмадуллин – психолог и педагог, специализирующийся на разработке эффективных способов обучения. Он основал широко известную в России школу скорочтения и развития памяти у детей. Методики быстрого чтения и обучения счету по Ахмадуллину получили множество положительных отзывов и наград, а книги-тренажеры стали бестселлерами. Благодаря этим изданиям ваш малыш научится читать в 2 раз быстрее, чем умел до этого, а также лучше понимать и пересказывать прочитанное. Это эффективный способ подготовки к школе, ведь быстрое и качественное усвоение информации даст ребенку огромное преимущество над сверстниками. Занятия, описанные в методичках, простые и веселые, занимают всего 20-30 минут в день. Дополнительный реквизит для их проведения не требуется.

Ахмадуллин написал множество полезных книг, самые известные и популярные:

    Как развить внимание ребенка. Пошаговая система тренировки внимания за 21 день;
    Обучение детей скорочтению. Полная система обучения в домашних условиях;
    Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное.

Наборы для совершенствования навыков чтения содержат карточки с заданиями. Обучение начинается с простейших, постепенно задачи усложняются. Учителю или родителю необходимо следить за реакцией ребенка и добиваться прекращения хаотичного движения глаз по тексту. Упражнения на развитие внимания и памяти разнообразны, они учат детей качественно запоминать даты, геолокации, термины, содержат практикумы для быстрого пересказа. Одновременно тренируют моторную, зрительную, слуховую, ассоциативную память, логическое мышление.

методика Ахмадуллина

Методики Литвака

Михаил Литвак – психолог, кандидат медицинских наук, автор уникальных и эффективных способов развития мышления и внимания. В своих трудах он объясняет, как развивать мозг младенца еще в утробе матери, начиная с 3-4-ех месячного возраста эмбриона. Он знакомит читателя с законами философии, которые управляют жизнями людей, афоризмами великих мудрецов, учит применять приемы психологии и логики в ежедневной жизни в личных целях. Литвак объясняет, как научить оба полушария мозга работать синхронно и познавать мир всеми органами чувств. В своей книге «Мнемоника» М. Литвак описывает техники запоминания, рефлексии и контроля, которые позволяют ежедневно совершенствовать навык качественного усвоения информации.

Суть методики Литвака заключается в постепенном совершенствовании зрительного, вкусового и слухового воображения, развитии навыков непроизвольного запоминания и выполнении упражнений на запоминание текстовой и цифровой информации. Автор предлагает познакомиться с действенными способами выделения ключевых слов текста цветом, поиском логических связей, опорных фраз и зрительных образов и прорисовкой мнемосхем.

Метод Айвазовского

Большинство художников обладают феноменальной памятью, могут воспроизвести мельчайшие детали однажды увиденного. Зрительная память отлично развивается во время пристального наблюдения. Тренировку, названную по имени знаменитого живописца, можно проводить где угодно. Зафиксируйте внимание на пейзаже или объекте, «обработайте» взглядом все детали, прикройте глаза, воспроизведите образ. Повторите несколько раз. Выполняйте ежедневно. Это упражнение особенно полезно делать в возрасте после 60-ти лет. Разновидность способа — тренировка на спичках, этот метод подходит детям. Для этого бросьте на стол 4-6 спичек, запомните их расположение, смешайте и попросите ребенка воспроизвести последовательность. С каждым разом увеличивайте количество спичек.

Метод Робера Удэна

Известный французский фокусник придумал систему тренировки наблюдательности и экономия времени, которую можно использовать в магазине, чтобы поход туда был нескучным и полезным. Он бросал беглый взгляд на витрину, отходил от нее и в деталях мысленно воспроизводил форму, цвет и количество предметов на полке. С каждым днем данное упражнение давалось ему быстрее, а со временем он достиг такого уровня сноровки, что мог оценить расположение продуктов и понять, следует ли ему задержаться у витрины, буквально на бегу. Данным способом можно разнообразить походы в магазин. Он подходит для тренировки памяти как у детей, так и у взрослых.

Таблицы Шульте

Вальтер Шульте – немецкий психотерапевт, живший в начале 20-ого века. Он разработал особые таблицы со случайно расположенными числами, которые до сих пор активно используются в учебных заведениях и повседневной жизни для тренировки памяти. Это один из проверенных способов запоминания. Он помогает развивать навыки устного счета и внимания. Таблицы применяют педагоги детских садов и школ. Это квадраты с ячейками, в которых случайным образом расположены числа. Во время тренировок следует смотреть строго в центр фигуры, а периферийным зрением находить цифры в порядке возрастания. Важно не проговаривать про себя задачу, а полностью сосредоточиться на поиске. Для достижения хорошего результата нужно тренироваться ежедневно, но выполнять более 10 упражнений во избежание переутомления. Во время отдыха между заданиями нельзя смотреть телевизор, «сидеть» в смартфоне, нужно заниматься чем-то не связанным с умственной деятельностью, не нагружать глаза. Взрослые используют квадраты размером 10*10 ячеек и более, младшие школьники и дошкольники попроще – 5*5, 3*3.

таблица Шульте

Система Аткинсона

По Аткинсону наша память – область подсознательного мышления. Все данные мы получаем с помощью органов чувств, которые являются кладовой мозга. В человеческом организме работает своеобразная система накопления, она не зависит от уловок и ухищрений, а развивается перманентно. Не следует перегружать способности к запоминанию методиками, считает Аткинсон. Память надо развивать медленно и постепенно, как мышцы во время тренировок. Так развивается природа – расцвет цветка происходит после попадания семени в землю, прорастания и набухания бутонов. Система Аткинсона не учит, как запомнить сведения об объекте с помощью ассоциаций. Она упражняет ум, чтобы он в нужный момент мог припомнить забытые вещи. Одновременно с тренировками вы обогащаете мозг новыми сведениями и знаниями, укрепляете его функции. Чтобы познать, как работает система накопления, выберете предмет для запоминания, который вам интересен. Например, любимую поэму Шекспира. Начинайте запоминание с одной строфы, состоящей из 4-6 строк. Хорошо изучите отрывок, на следующий день повторите его и заучите новый. Ежедневно прибавляйте к изученному материалу свежий и не ленитесь повторять весь в течение месяца. Вся суть в рефлексии, она не может быть слишком частой, от нее нельзя уклоняться ни под каким предлогом. Также не следует пропускать дни. В книге «Память и уход за ней» В. Аткинсон подробно рассказал о сути своей методики.

По Цицерону

Говоря о лучших методиках по развитию памяти, нельзя не упомянуть способ Цицерона. Запоминание по методу государственного деятеля Древнего Рима пользуется популярностью спустя многие столетия. Цицерон держал в голове сотни дат и персоналий, мог воспроизвести многочисленные факты и цифры, не прибегая к записям. Суть метода заключается в мысленной расстановке информации в хорошо знакомом помещении (так называемой «римской комнате») в особом порядке. Чтобы вспомнить данные, необходимо мысленно вернуться туда, куда вы их «поместили». Представьте себе хорошо знакомую комнату, например, свой рабочий кабинет. Альтернатива – пеший маршрут от дома до любимого магазина. Любой участок может служить площадкой для путешествия мысли. Для того, чтобы способ сработал, нужно расставить информацию по местам на этой площадке, запомнить местоположение каждого факта, проассоциировав его с предметом интерьера или зданием, а при необходимости воспроизвести данные и вспомнить особенности обстановки. Информация, прикрепленная к объекту, надолго откладывается в памяти. Преимущество метода Цицерона заключается в подключении к процессу запоминания фантазии.

Методика спецслужб

О том, как запоминать важные мелочи и развивать память, лучше всех знают сотрудники спецслужб. Чтобы подготовить квалифицированных военных, ведомства используют ряд специально разработанных упражнений.

    Ведение дневника. Рефлексирование событий, произошедших за день – отличная тренировка. Записи воссоздают эмоции и помогают припомнить важные детали.
    Чтение вслух. Воспроизводите прочитанный текст с правильной интонацией и эмоциональной окраской. Жестикулируйте, будьте артистичными, имитируйте манеру речи и тембр голоса, если запоминаете отрывок художественного произведения с диалогами.
    Запоминание людей. Особые приемы «кодировки» лиц позволяют сотрудникам спецслужб спустя годы вспомнить человека, которого они видели в метро. Для этого они ассоциируют нового знакомого с известной личностью, представляют, что знакомят его со старыми друзьями, мысленно придумывают ему прозвище, связывают его с прилагательным, находят рифму имени, если оно известно.
    Определение «мишеней». Мишени – это события, которые обязаны произойти в течение дня. Например, вы здороваетесь с соседом, входите в метро, покупаете кофе. Постарайтесь отмечать про себя эти «флажки», в подробностях про себя запоминать подробности и важные детали. Каждую «мишень» отрабатывайте в течение недели.

Подробнее узнать о том, как тренировать память по способу спецслужб, можно в книге Д. Букина «Развитие памяти по методикам спецслужб».

По Францу Лезеру

Ученый, специалист по скорочтению и вопросам развития из Германии Франц Лезер определил несколько способов качественного запоминания, работающих в комплексе.

    Подключайте органы чувств. Задействуйте максимальное количество сенсоров при восприятии информации – закройте глаза, представьте запах, потрогайте, вслух опишите ощущения от прикосновения к предмету.
    Концентрируйте внимание. Запоминайте как можно больше отдельных элементов. Например, при чтении предложения подсчитывайте, сколько в нем букв «о».
    Ассоциируйте. При изучении нового материала проводите параллели с уже известным. Например, запоминая иностранные слова, ищите созвучные в родном языке или задумайтесь, что их звучание вам напоминает.
    Делайте перерывы. Делая паузы, мы переосмысливаем изученное. По прошествии времени можем взглянуть на материал свежим взглядом, найти в нем нечто новое, необычное.
    Забывайте. Не бойтесь забыть полученную информацию, но оставляйте «лазейку», чтобы вовремя ее восстановить. Делайте пометки в блокноте, ведите дневник, выписывайте важные слова на стикеры.
    Детализируйте. Периодически выполняйте отвлеченные упражнения на концентрацию внимания. Например, посмотрите в течение 1 минуты на картину, а затем вслух подробно опишите каждую ее деталь, не глядя на произведение искусства.
    Структурируйте. Если установлена логическая связь между блоками информации, человек лучше ее воспринимает. Попробуйте делить материал на связанные части и запоминать его кусками.
    Повторяйте вслух. Проговаривайте то, что услышали или прочитали. Эта рефлексия крайне эффективна. Ее можно использовать в обычной жизни, например, назвать несколько раз нового знакомого по имени в разговоре, чтобы точно его запомнить.

Прочитать подробнее о методике можно в книге Ф. Лезера «Тренировка памяти». В ней вы найдете множество полезной информации и упражнений.

Лучшие методики по тренировке памяти, собранные в обзоре нашей статьи, помогут вам и вашим детям совершенствовать навыки быстрого и качественного усвоения информации. Они держат мозг в тонусе. Помните, что регулярность тренировок – залог их эффективности.

Источник: mixfacts.ru

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.