Методы развития речи младших и старших дошкольников – приемы, игры, средства

Литые диски для уаз патриот

литые диски для уаз патриот

uazzz.ru

Строительство хамам

Богатый опыт строительства турецких парных. Тест-драйв бани перед заказом

ess-spa.ru

Автокран аренда екатеринбург

автокраны различной грузоподъемности с экипажем

kran66.ru

После первого года жизни малыша родители с огромным предвкушением ждут, когда он начнет говорить. С течением времени ребенок познает все больше слов, его речь становится более четкой и правильной, но, к сожалению, не у всех деток это получается так легко. Как же помочь малышу заговорить, развить его речевой аппарат? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Физиологические особенности развития речевого аппарата у ребенка

Для того, чтобы провести правильную и результативную диагностику у ребенка с разговорными нарушениями, необходимо знать закономерности развития речевого аппарата. Возьмем достаточно простой пример: врач-педиатр направил трехлетнего малыша на занятия к логопеду, так как он плохо выговаривает какие-либо слова или звуки. Стоит отметить, что в данной ситуации решение врача полностью неверно, так как именно в этот возрастной период, в связи с физиологическим становлением речевого аппарата, произношение многих букв и слов в неправильной или искаженной форме крайне необходимо Давайте рассмотрим, как должна развиваться речь дошкольников поэтапно.

0-1 год

Этот этап становления речевого аппарата начинается с момента рождения ребенка и заканчивается приблизительно в 1 год. Именно в этот период у малыша происходит подготовка организма к овладению речью. Ведь как только ребенок рождается, он тут же начинает громко кричать, что говорит о появлении голосовых реакций. С течением времени таких реакций становится все больше. В этом принимают участие сразу 3 речевые системы: дыхательная, артикуляционная и голосовая.

1-3 года

Этот период начинается за пару лет до детского сада, его еще называют преддошкольным этапом. Как только малыш произнес свое первое в жизни слово, у него начинается становление активности речевого аппарата. Ребенок начинает прислушиваться и повторять артикуляционные звуки взрослых. Зачастую звуки получаются неверными, малыш может их пропустить, но он старается. Считается, что в таком возрасте дети могут одним словом обозначить не только сам предмет, о котором идет речь, но и свою просьбу, чувство и т.п. Речь в этот период носит обобщенно-смысловую нагрузку.

3-7 года

Этап развития в этом возрастном промежутке называют дошкольным. Именно в этот период у большинства детей можно наблюдать неправильное произношение множества звуков. Начиная с 3 лет, у ребенка активно развивается слуховой аппарат. С 3 до 7 лет происходит формирования фонематического восприятия звуков. После 4 лет многие малыши стараются использовать в своей речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Если у вашего ребенка не получаются какие-либо звуки, он не выговаривает слова четко, у него во рту «каша», то самое время воспользоваться услугами логопеда и изучить различные методики по развитию речи. Раньше 4-5 лет этого делать не стоит, так как речевой аппарат еще не полностью сформирован.

развитие речи способствует лучшему изучению русского языка и пополняет словарный запас

Цель развития речи у ребенка

Главная цель, которая преследуется во время занятий по развитию речевого аппарата у дошкольников – это правильное формирование навыков разговорной речи, общения с другими людьми и подготовка ребенка к школьному периоду. Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:

    становление правильно не сформированных звуков;
    пополнение словарного запаса;
    постановка и модернизация грамматической составляющей речи ребенка;
    систематизация связной речи;
    обучение малыша художественному слову;
    хорошее знание родного языка.

Организация развивающей среды

Для того, чтобы речь ребенка правильно формировалась и развивалась, одних занятий с логопедом недостаточно. Участие родителей является основополагающей частью данного процесса. Важно создать ребенку все условия и организовать дома так называемую развивающую среду. Для этого вам необходимо сделать следующее:

    дайте ребенку больше самостоятельности во время игры, не стоит указывать ему, как правильно катать машинку, одевать куклу и прочее, не мешайте малышу фантазировать;
    игрушки и книги должны полностью соответствовать возрастным потребностям ребенка;
    как можно больше и чаще разговаривайте с малышом, читайте книги, обсуждайте мультипликационных героев;
    помогите ребенку научиться контактировать с детьми его возраста, научите правильному общению;
    углубите знание своего малыша об окружающей среде: показывайте ему различные познавательные картинки с животными, птицами, машинами и т.п.;
    попробуйте организовать тематический уголок, оформление которого вы будете менять каждые 2-3 дня, например, сегодня изучаем профессии, расставьте изображения, фигурки и прочее с людьми разных специальностей.

чтобы у школьников лучше развивалась речь, они должны иметь много книг и игрушек, больше общаться со сверстниками

Способы развития речи в домашней обстановке

Случается такое, что ребенок говорит очень много слов, но его речь непонятна, сбивчива, слова искажены. Помимо занятий с логопедом, для усиления и закрепления результата, необходимо заниматься дома, используя достаточно интересные приемы. Каждый из них мы опишем более подробно.

Приемы

Для развития речи у дошкольников можно использовать несколько интересных приемов. Давайте каждый разберем более подробно.

Разговор с собой наедине

В момент, когда мама или папа находится с ребенком рядом, но параллельно занимается своими делами, то по ходу действий старайтесь объяснить и проговорить каждый свой шаг. Ваша речь должна быть плавной, четкой, а фразы короткими. Таким образом малыш не только запоминает действия, но и учится произносить некоторые слова.

Параллельный разговор

Попробуйте описать действия ребенка, что он видит, слышит в данный момент, к чему он прикасается. Таким способом вы объясняете какие слова необходимо применять в той или иной ситуации.

Не понимаю, что ты говоришь

Данная методика является провокационной, заставляя ребенка правильно произносить звуки, чтобы взрослые его понимали. Например, малыш сказал какое-то слово, не выговорив звук «р», а мама или папа сказали ему, что не поняли его просьбы, скажи правильно, тогда твое желание будет исполнено. Стимул ребенка к правильному произношению слов и звуков достаточно действенный прием.

Расширение действия

Следите за тем, что говорит ребенок и старайтесь, повторяя за ним его фразу, расширить ее значение. Например, малыш сказал «суп», а вы повторили: «Вкусный суп, ароматный. Бери ложку и кушай вкусный суп» и т.п. При помощи таких приемов у ребенка развивается связная речь.

Выбор ребенка

Позвольте малышу делать самостоятельный выбор в игре, еде, одежде и т.п., Например, спросите, что сегодня он хочет кушать на завтрак — кашу или омлет, что он хочет одеть — свитер или толстовку, чем он будет играть — машиной или экскаватором и т.д. Этот прием способствует активизации речевого процесса.

Прогулка

Во время прогулки с ребенком старайтесь подробно описывать улицу, по которой вы идете, какие на ней стоят дома, что еще вы видите вокруг. Малыш будет запоминать ваши слова и стараться их повторить.

Игры

С целью развития речевого аппарата очень часто используются различные игры. Далее мы опишем наиболее эффективные из них.

Имитация

Придумывайте игры, в которых ребенок может вообразить себя каким-либо предметом, например, самолетом, машиной, птицей и т.п. Описывая как гудит машина, малыш учится произношению звука «р», как шипит змея — звук «ш» и т.д.

Развитие сюжета

Проявите собственную фантазию, сочините сюжетно-ролевую игру, в которой ребенок примет непосредственное участие. Можно разыграть сюжет известной сказки или придумать что-то самостоятельно. Данная игра способствует стимуляции речевых процессов и улучшает коммуникативные навыки ребенка.

Кто больше назовет?

Попросите малыша назвать как можно больше предметов, которые его окружают. Такая игра формирует внимательность, тренирует память и отлично развивает произношение слов и звуков.

Угадай мелодию

Напойте ребенку знакомую ему песню, а он должен угадать ее название или содержание частично.

Эхо

Мама или папа тихо произносят какой-либо звук, а малыш должен повторить его.

Угадай кто

Достаточно интересная игра, во время которой мама должна разложить несколько игрушек и начать описывать одну из них, а ребенок угадывает, о чем идет речь. В этом случае формируется навык связной речи и зрительной памяти.

Где игрушка?

Мама или папы должны разложить по комнате несколько игрушек, а ребенок в этот момент описывает место, в котором находится каждая из них. Например, кукла лежит на окне, машинка стоит на столе и т.п.

Закончи фразу

Данная игра учит ребенка выстраивать сложноподчиненные предложения. Например, вы говорите: «мама положила хлеб» (куда?), а малыш отвечает: «в хлебницу», или «папа положил сахар» (куда?) — «в сахарницу», «мама пошла в магазин» (что купила?) — «продукты». Каждое предложение ребенок должен проговорить полностью.

Какой предмет?

Мама должна спрятать в коробку различные предметы, а доставая их, малыш описывает внешний вид каждого. Например, мячик круглый, кубик квадратный и т.д.

Каждая из вышеперечисленных игр способствует улучшению качества речи малыша, активизирует речевой аппарат, обогащает словарный запас и заставляет ребенка думать и фантазировать.

Средства

Средства развитии речи — это различные творческие процессы такие, как музыка, творчество, наглядные пособия и т.п. Разберем каждое из них более подробно.

Творческий процесс

Для развития мелкой моторики и речевого аппарата отличным способом считаются самые разнообразные занятия по творчеству: лепка, рисование цветными карандашами, красками, фломастерами и т.д. Разные художественные материалы способствуют развитию фантазии малыша, он познает новые тактильные ощущения. Во время рисования можно проговаривать, что ребенок хочет изобразить на листе и т.д.

Устный фольклор

Изучайте с малышом различные народные песни, поговорки, стихи, потешки. Ведь именно в таких коротких произведениях скрывается множество слов и звуков, которые являются проблемными у детей, а именно «р», «ш» и другие. Детки дошкольного возраста учатся ловить ритм и такт, что позволяет развивать двигательную активность речевого аппарата.

Музыкальные занятия

Во время музыкальных занятий можно петь, танцевать. Пение способствует активизации речи и улучшает качество произношения многих сложных звуков.

Наглядные пособия

Подготовьте несколько картинок, на которых будут изображены разные геометрические фигуры, цвета, птицы, животные и т.д. Поочередно задавайте малышу вопросы, например, кто на картинке, какого это цвета и т.д.

Какие специалисты смогут помочь ребенку?

Для правильного и качественного становления речи понадобится не только домашнее обучение, но и занятия с опытными специалистами такими, как логопед и психолог. Занятия каждого из этих специалистов следует посещать комплексно, добавляя при этом домашний курс занятий по развитию речи.

Развитие речи у ребенка очень трудоемкий и длительный процесс. Главное здесь — это участие и заинтересованность родителей. Мама и папа должны приложить максимальные усилия, чтобы к моменту школьного этапа у малыша не было никаких проблем с речью.

Источник: mixfacts.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.