Дисграфия у школьников – виды, способы коррекции, профилактика

Дисграфией называют нарушение письма, которое сопровождается заменой некоторых букв, различного рода пропусками, перестановкой и заменой одних слогов на другие, слитным написанием слов, а также нарушением работы речевого аппарата. Ребенок, страдающий этой проблемой, очень часто повторяет одни те же ошибки систематично, не обращая на них внимания. В нашей статье вы узнаете о возможных способах коррекции, профилактических мерах и видах дисграфии.

Основные виды дисграфии

Существует несколько основных видов дисграфии. Давайте рассмотрим каждый из них более детально.

Акустический тип

Акустическая разновидность дисграфии обычно появляется из-за каких-либо нарушений развития фонематической функции слухового аппарата. Также при таком типе дисграфии у ребенка наблюдается задержка речи, он не четко выговаривает некоторые звуки, а также путает их между собой. В письме акустическая дисграфия выражается в перестановке местами букв и некоторых звуков, к примеру, вместо «б» школьник пишет — «п», или вместо «ж» в слове появляется буква «ш». Также ребенок может путать мягкость согласных, например, вьюга — вуга, любит — лубит.

дисграфия — это нарушение письма
Моторный тип

Моторная дисграфия выражается в затрудненном движении кистей рук и пальцев во время письма, но другие действия рука с легкостью может выполнять. Также у школьника нарушается причинно-следственная связь между звуками и словесными зрительными образами, то есть ему очень трудно представить какое-то слово визуально.

Аграмматический тип

Аграмматическая — это разновидность дисграфии, при которой школьник пишет некоторые слова неверно или аграмматично, то есть, игнорируя правила русского языка. Например, «солнечная день», «большой корова», «сильная лев».

Оптический тип

Оптическая дисграфия проявляется в несформированности зрительно-пространственных функций: ребенок не дописывает некоторые слова, зеркально пишет многие буквы (к примеру, букву «я» он пишет в обратную сторону), приписывает лишние элементы к словам. Оптическая дисграфия подразделяется на вербальную и литеральную. Давайте рассмотрим их более детально:

    Вербальный тип. Вербальная разновидность дисграфии определяется по неправильности написания букв, а также по их замене и перемешиванию.
    Литеральный тип. Литеральная разновидность дисграфии проявляется в затрудненном воспроизведении изолированных букв.

дисграфия возникает из-за нарушений в работе мозга или педагогической запущенности ребенка

Причины возникновения дисграфии

Любая из вышеперечисленных разновидностей дисграфии может возникать по многим причинам. К ним можно отнести:

    наследственность;
    соматические заболевания, которые продолжаются длительное время;
    нарушения работы головного мозга, которые могли быть получены в результате родовой травмы, асфиксии, внутриутробной инфекции;
    неграмотную и нечеткую речь взрослых людей, окружающих ребенка — это могут быть родители, бабушки, дедушки;
    плохую социализацию ребенка, он мало общается со сверстниками;
    халатное отношение родителей к воспитанию, вследствие чего появляются проблемы такого характера;
    билингвистическую семью, то есть ту, в которой говорят на двух языках, например, на русском и английском или на русском и армянском;
    обучение письму и чтению в слишком раннем возрасте (многие мамочки хотят, чтобы их 3-летний ребенок как можно быстрее научился писать, читать, считать, но все нужно делать в свое время, так как малыши психологически не готовы к освоению настолько трудного для них материала).

Признаки дисграфии

Наличие дисграфии у школьника можно определить по некоторым достаточно простым признакам. К ним можно отнести:

    слитное написание предлогов со словами;
    добавление множества лишних букв и слогов;
    пропуск букв;
    не умение определять временные границы, то есть «когда», «во сколько»;
    неправильность написания безударных гласных;
    несоблюдение правил переноса слов и границ полей в тетради;
    неаккуратный, мелкий и неразборчивый подчерк, коряво написанные буквы;
    отсутствие отступов между словами и предложениями;
    пропуски строчек.

Способы коррекции дисграфии

Для того, чтобы ребенок как можно скорее преодолел трудности с письмом, родителям необходимо приложить немало усилий. Самое главное — это систематически, без пропусков выполнять рекомендации специалистов (логопеда, дефектолога, психолога), а также делать упражнения и использовать методы, корректирующие эту проблему. Далее мы рассмотрим их более подробно.

Популярные методы

Самыми эффективными и результативными при борьбе с дисграфией у школьников считаются методы, которые будут рассмотрены далее.

Схематичные слова

В схематичном варианте школьнику даются картинки, на которых изображены разные предметы, а также их названия. Например, нарисован барабан, а под ним написана его звуковая схема: «б-а-р-а-б-а-н». Ребенок должен произнести данное слово четко и написать его самостоятельно.

Определение звуков и букв

Школьнику предлагается записывать в тетрадь те слова, которые вызывают у него наибольшее затруднение. Их необходимо подчеркивать или выделять другим цветом. Суть этой методики заключается в правильном написании звуков и букв, а также в безошибочном их распределении. Также педагог просит ребенка найти в тексте определенную букву, звук, предлог.

Метод Эббигауза

Методика Эббигауза используется достаточно давно самыми высококвалифицированными специалистами. Она считается одной из самых эффективных, за счет нее ребенок не только учится правильно и корректно расставлять буквы в словах, но и тренирует усидчивость и внимательность. Суть этого метода заключается в следующем: школьнику дается определенный текст, во многих словах которого пропущены буквы. Перед ребенком стоит задача вставить недостающие элементы, проговаривая каждое слово четко и по буквам, после чего ему необходимо переписать это слово целиком самостоятельно.

Анализ звуков и букв

Так называемый звукобуквенный анализ слова считается достаточно результативным методом. Его суть заключается в следующем: школьнику дают изображение какого-либо предмета, который он должен назвать. Затем его просят записать это слово в тетради с расстановкой ударений и определением количества звуков и букв, а также сравнивая их количество в конкретном слове. Слоги отделяются черточкой.

Структурирование

Структурная методика заключается в определении количества гласных и согласных букв в слове. Ребенку дается несколько слов, с которыми он будет работать. Например, слово «помидор». Ребенок должен написать, что в нем присутствует 4 согласные (выделяются штриховкой) и 3 гласные (обводятся кружочками). Для усложнения задачи можно давать для разбора более длинные слова, например, «троллейбус», «аккумулятор».

Творчество

Улучшить плохой подчерк помогут не только специальные методики, но и обыкновенные творческие занятия, например, раскрашивание по номерам, вырезания мелких деталей из бумаги или картона, выполнение заданий «обведи рисунок по точкам».

Упражнения

Существует огромное множество различных упражнений, помогающих школьнику справиться с такой проблемой, как дисграфия. Давайте рассмотрим каждое из них более детально.

Языковая гимнастика

Если дисграфия возникла по причине ошибочного произношения звуков, то можно выполнять специальные языковые гимнастические упражнения, сидя перед зеркалом. Когда ребенок научится правильно произносить слова, то и с их написанием проблем не будет.

Работа над ошибками

Школьнику дается листок с заданием, в котором написаны слова, содержащие ошибки. Например, «Шол дворниг по двару с митлой». Ребенок должен заметить и исправить данные оплошности, полностью переписав предложение правильно.

Копирование слова

Педагог просит ребенка называть какое-либо слово по буквам, четко проговаривая его по слогам. Затем школьник должен записать его, произнося каждый звук отдельно. В конце данного упражнения ребенок сверяет правильность собственного написания с учебным пособием, из которого бралось данное слово.

Развитие внимания

Преподаватель дает школьнику телефонный справочник и просит на какой-то определенной странице зачеркнуть слова, например, имеющие букву «п» (выбирать рекомендуется именно ту букву, написание которой вызывает наибольшее затруднение у ребенка). Для усложнения задания можно попросить зачеркивать по 2 буквы, к примеру, «рл».

Школа

Ролевые игры очень часто используются многими логопедами и психологами. Суть этого упражнения заключается в смене деятельности, то есть ребенок становится учителем, а вы его учеником. Школьник должен продиктовать несколько простых слов, при написании которых вы должны допустить самые нелепые ошибки. Затем он проверяет вашу работу и ставит оценку. Если ребенок найдет все неправильно написанные слова, то задание считается выполненным.

Лабиринт

Упражнение «Лабиринт» развивает крупную моторику кистей рук и пальцев (очень полезно для детей с моторной разновидностью дисграфии). Педагог просит ребенка провести на листе бумаге безотрывную линию такой длины, насколько это возможно.

Коррекция текста

Преподаватель просит школьника вычеркнуть из текста одну букву, а подчеркнуть другую. Например, зачеркни букву «р», а подчеркни букву «а». Для выполнения данного упражнения необходимо подготовить объемный текст.

Дифференциация гласных и согласных звуков

Школьнику дается хаотичный набор гласных и согласных звуков, из которых ему предлагается составить несколько слов. Такое упражнение развивает внимательность, тренирует память, а также учит ребенка правильно расставлять буквы в словах.

Распределение слов

Педагог дает ребенку листок с заданием, в котором указаны различные слова. Суть упражнения заключается в следующем: школьнику необходимо вначале выписать все слова, содержащие только 1 гласную букву, затем те, которые имеют в своем составе 2 гласные буквы, далее — с 3-мя гласными звуками.

Профилактика дисграфии у школьников

Для того, чтобы избежать диагноза «дисграфия», необходимо заранее предпринять различные профилактические меры. К ним можно отнести:

    постоянное чтение книг ребенку с момента его рождения, ведь малышу очень важно слышать грамотную и четкую речь родителей, с которой он будет брать пример;
    занятия по подготовке к школе, начиная с 4-5 лет (обычно сюда входит обучение письму, чтению, счету);
    посещение творческих кружков: рисования, лепки, вязания, вышивания бисером, то есть тех занятий, которые развивают мелкую и крупную моторику кистей рук.

В нашей статье вы познакомились со множеством простых упражнений и методов, помогающих справиться с дисграфией. Для точной постановки диагноза необходимо обратиться за консультацией к логопеду и психологу, а лучше всего — это не доводить дело до такой ситуации. Занимайтесь со своим ребенком как можно больше, читайте книги, посещайте различные кружки, развивайте свое чадо так, чтобы он стал всесторонне развитым и интересным человеком.

Источник: mixfacts.ru

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.